Дорога к храму

По пути из Нижнего Новгорода в Арзамас находится село Богоявление с монументальным храмом. По легенде само название села — Богоявление — связано с  русскими поселенцами в мордовской деревне Инелеи:  рассказывают, что крестьянка пошла за водой на ключ, там ей был явлен лик Иисуса Христа, на этом самом месте  в 1680 году и была построена первая деревянная церковь, а место стало носить имя —  Богоявленское.

[metaslider id=218]

Каменный храм в селе Богоявление был возведен в 1826 году «тщанием князя Георгия Александровича Грузинского и прихожан» в честь победы Русского воинства в войне с Наполеоном 1812 года. Князь Грузинский — потомок грузинского царя Вахтанга VI, который отправил своего сына и родню в Россию, чтобы спасти их от турок. Петр I подарил царевичу Терюшевскую волость (ныне Дальне-Константиновский район), село Лысково и земли в Богородском уезде. Когда началась война с Наполеоном, Нижегородское Дворянское собрание выбрало Князя Грузинского предводителем Нижегородского ополчения. Большая Столбовая дорога (Арзамасский тракт), проходившая через Богоявление, была свидетелем перехода ополченцев из Нижнего Новгорода в Арзамас, а позднее по ней потянулись обозы с тяжелоранеными и пленными. Умерших от ран, в пути хоронили на сельских погостах. По утверждению старожилов были такие захоронения и в Богоявлении возле первой церкви. Когда мимо церкви проезжала карета с раненым генералом, он показал рукой на самое высокое место и сказал, что церковь должна быть на возвышении. Каменный храм возвели уже выше деревянного, а место для его строительства выбирал сам барин. В Нижегородском архиве хранится документ, где староста села — Евдокимов, — от имени Князя Грузинского написал всепокорнейшее прошение на имя Епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея о разрешении использовать кошельковую сумму на строительство новой каменной церкви, на что получил положительный ответ, датируемый 17 июля 1822 года. Авторство проекта приписывают петербургскому зодчему О. Монферрану. Г.А. Грузинский, то время в очередной раз возглавлявший Дворянское собрание, был знаком со знаменитым французом. Как известно, О. Монферран представил на рассмотрение комиссии по строительству Старо-Ярмарочного собора два проекта. Один был построен. В пользу причастности О. Монферрана к проекту Богоявленского храма говорит большое сходство Богоявленского со Старо — Ярморочным. Богоявленский храм на всем пути следования от Нижнего Новгорода до Арзамаса является самым монументальным сооружением с колокольней высотой 47 метров. Расписывать храм начали в 1879 году. Первоначальная роспись сделана художником Арзамасской Ступинской школы Александром Шмидтом, а потом подчищена и подновлена его учеником Иваном Васильевичем Полидорским. К храму были приписаны две часовни — одна в память трагической кончины Александра II, вторая — в память счастливого избавления от смертельной опасности в Японии Императора Николая II была возведена по инициативе и непосредственном участии пристава села Богоявления А.Н. Быкова в 1892году.
Частично сохранилась опись церковного имущества за 1918 год, в которой сказано, что на звоннице имеется 7 колоколов. В 1922 году в село приехал уполномоченный по изъятию церковных ценностей, но жительница села 32-х летняя Евдокия Панова собрала большую толпу верующих против этой акции. Панову арестовали, дело передали в ревтребунал.
На защиту своей прихожанки активно встал Церковный совет, ее отпустили, но репрессии продолжались. В 1932 году арестовали старосту А.В. Потапову и секретаря Церковного совета А.Ф. Фитингову и приговорили соответственно к 5 и 3 годам лишения свободы. В 1937 году арестовали священника П.П. Кряжева и дьякона И.П. Лабутова. Их расстреляли. Монахинь, живших в селе, также отправили в лагеря. Церковь закрыли. Некоторые иконы спасли от уничтожения верующие села — их попрятали по домам…
Храм через несколько лет после закрытия представлял собой печальное зрелище. Вот что увидел в 70-х годах ХХ века краевед Н.А. Лушин, он писал, что в углу храма в большой куче лежали церковные книги, книги больших размеров с записями были в ужасном состоянии — загаженные птицами, не раз политые дождем через провалившуюся кровлю, кругом было запустение и разруха. Он попросил присутствующих двух мужчин отдать ему часть сохранившихся книг, но ему отказали. В последствие все книги и документы сгорели на пожаре.
В 1989 году началось восстановление храма Богоявление Господня. В 2000 году ему присвоили статус памятника архитектуры регионального значения. Сохраненные реликвии возвратились в храм. Вот некоторые из них: Деревянный крест Голгофа — «Сей крест писан в Арзамасской Алексеевской общине 1893 года октября 21»; точная копия чудотворного образа «Знамение Пресвятой Богородицы», прославленного 14 мая 1893 года в Серафимо — Понетаевской обители Нижегородской губернии Арзамасского уезда — настоящий образ и копия написаны в этой обители.
В 2013 году Богоявленский храм стал Архиерейским подворьем. При храме создан небольшой музей, все экспонаты собрали неравнодушные жители Богоявления при активном участии прихожанки храма Риммы Хадиатовны Таболкиной.

Телефон: 8(831)68 3 46 23
Руководитель церковно-краеведческого музея Р. Х. Таболкина