Любителям чтения,  Новые статьи

Нижнетагильская роза

 

Что может связывать между собой два таких разных города Нижний Новгород в центральной части России и  Нижний Тагил, расположенный  на Урале? Оказывается в прошлом, на знаменитой Нижегородской ярмарке  бойко сбывались  тагильские расписные подносы,  служившие  весьма ходовым и популярным  товаром.  Разнообразные по цвету и форме  тагильские подносы  с яркими розами  и спелыми плодами, обрамленными ажурным золотым узором, да  еще и  покрытые превосходным стойким к огню и воде прозрачным лаком,   снискали славу по всей России н даже за её пределами!  Известно, что тагильские подносы принимали участие в одной из самой грандиозной  XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей  в  1896 году в Нижнем Новгороде.  Именно с  таких выставок-ярмарок  тагильский поднос расходился в разные концы России  и на Восток – в Персию, Среднюю Азию и даже в Китай.
История возникновения уникального старинного подносного промысла уходит  в далекий  XVIII век, когда знаменитый  заводовладелец Никита Демидов,    неординарная  и выдающаяся личность эпохи Петра Великого, основал  в Нижнем Тагиле железоделательное производство. Мода на чаепитие и спрос на красивые расписные  предметы, а также желание предприимчивых  Демидовых расширить сбыт выпускаемого металла, побудили промышленников изготовлять из листового железа подносы. Так родился новый российский лаковый промысел.
Именно тагильский поднос стал прародителем  подмосковного подносного промысла в Жостове. Мало кто знает, что жостовские мастера, писавшие на  папье-маше, позаимствовали у нижнетагильских умельцев не только металлическую основу, но и формы уральских подносов.
За свою долгую жизнь нижнетагильский подносный промысел пережил  многое, были  периоды и взлетов, и  падений. После революции 1917 года он почти погибал. Но, начиная с 1920-х годов в Тагиле, были предприняты усилия по организации мелких кустарных производств по изготовлению и росписи  подносов. Настоящее  возрождение  тагильского подносного промысла  началось в 1970-е годы. На базе Нижнетагильского завода эмалированной посуды сотрудники московского Научно-исследовательского института художественной промышленности стали проводить эксперимент по возрождению  уральской росписи.    К  этому времени  тагильский промысел переживал не лучшие времена: тагильские мастера писали на подносах упрощенную «московскую» роспись, постепенно позабыв свою исконное — уральское  маховое письмо с  уникальной техникой  двухцветного мазка. И поэтому первоначальной задачей московских научных сотрудников НИИХП и местных художников было восстановление приемов уральского  письма и технологии росписи. Для этого в тагильский подносный промысел стали привлекать мастериц, помнивших и умеющих писать уральским маховым письмом. Именно тогда обратили внимание на роспись Агриппины Васильевны Афанасьевой,  ныне ставшей легендарной тагильской мастерицей промысла. Создавая  на подносах неповторимый и  красочный мир розанов, она передавала не только свое эмоциональное душевное  состояние, но и  выражала свои мечты о красоте, любви, счастье и гармонии.  Несмотря на то, что Афанасьевой шел уже седьмой десяток лет,  она с большим воодушевлением принялась обучать молодых художниц. Она показывала, как правильно разводить масляные краски и набирать на кисть одновременно две краски, как писать двухцветным мазком тагильский розан и подвижные уральские «вертушки». Навсегда вошли в  «золотой фонд» уральского  народного искусства XX века незабываемые роскошные букеты Агриппины Васильевны!
Для сохранения и развития промысла была создана творческая  группа, в которую помимо опытной мастерицы Афанасьевой,  вошли способные художники — Алевтина Голубева, Вера Полева, Тамара Юдина, Любовь Кизилова, Елена Отмахова.  Им пришлось изучать образцы народной  живописи — росписи на бураках и сундуках, старинных металлических подносах и шкатулках, хранившихся в музеях города и страны. Самозабвенно и с полной отдачей работали талантливые художники творческой группы! Они сумели возродить не только  «тагильскую»  розу,    но и старинный  мотив — фрукты, известный на уральских подносах еще с XIX века. Молодая художница Вера Полева как завороженная смотрела за ловкими движениями кисти мастерицы Агриппины Афанасьевой, пытаясь  запомнить и   повторить сочные и яркие плоды. И ей не только удалось освоить написание разнообразных наивных «натюрмортов», но и стать основателем яркого направления в тагильском подносном промысле  — плодово-ягодной росписи, отличающейся  особой  нарядностью и торжественностью. Сейчас Вера  Полева — одна из ведущих мастериц, которой подвластны не только  роскошные плоды и фрукты, но и  чудесные цветочные мотивы с небольшими розанами  с  яркими  серединками и драгоценными  оттенками в лепестках.
Уральская рябинушка, испокон веков  воспеваемая   в народных песнях и  стихах, запылала  яркими гроздями на подносах  талантливой   художницы промысла Тамары Юдиной, которая довела до совершенства мотив «уральской рябинки». Её работы стали необычайно популярными у ценителей и коллекционеров тагильской лаковой росписи.
В 1990-е годы начался новый  этап тагильского лакового промысла. Вместо одного крупного цеха возникло много мелких частных предприятий и кооперативов. Менялись художники, появлялись иные мотивы и приемы,  но всегда сохранялась живописная культура и мастерство. Усложнение живописных приемов привели художников к преобразованию  цветка – «тагильской» розы.  Она  стала превращаться:  то в  цветок купавки  с  крупными и сильно распустившимися лепестками  на  подносах  Елены Кондрашовой, то в необыкновенно сказочный  многолепестковой махровый  розан  с  яркой шарообразной серединкой в работах Ольги Матуковой.  Каждый мастер ищет и создает  свою розу.  Елена   Отмахова, одна из тех художниц, кто стал экспериментировать не только с розой, но и вводить новые цветы в тагильскую роспись — яркие  анютины глазки, пышные георгины и флоксы. Не отстают от неё и  другие художники и «изобретают» уральским мазком разные диковинные цветы. И поэтому на подносах тагильских  мастеров расцветают  фантастические сады, в которых наряду с розами цветут экзотические орхидеи,  ирисы,  хризантемы, астры и лилии, передающие разнообразный образ природного мира.
С 2010 года в  Нижнетагильским музее изобразительных искусств проходит интересный выставочный проект «Тагильский поднос начала  ХXI века», который предусматривает, помимо популяризации  творчества  художников  по декоративной росписи подносов, активную работу искусствоведов музея с мастерами, которые специально пишут подносы к выставкам по заданным темам и направлениям. После каждой  проектной  выставки  музей приобретает в коллекцию  произведения  мастеров, пополняя собрание  тагильских подносов новыми произведениями  лакового промысла.
Сегодня  в тагильском  подносном промысле развиваются несколько направлений – это цветочно-ягодная роспись, выполненная маховым двухцветным мазком, и  сюжетная роспись — в технике многослойной живописи. Проект показал, что сейчас одним из приоритетных направлений в  современной сюжетной росписи подносов является  работа над сочиненными композициями, в которых  особое внимание художники уделяют пейзажному жанру, воспевающему  красоту русской природы. С особым вдохновением мастера Ирина Решетова,  Светлана Попова, Надежда Петухова, Любовь Никитина создают живописные «картины» родного уральского края, отличающиеся многоплановостью построения пространства, соединением многослойной живописи с традиционными приемами декорирования – копчением цветного фона и нанесением трафаретного или выполненного вручную орнамента.
Проект «Тагильский поднос начала ХXI века»  вдохновил мастеров   не просто на написание цветочных и плодово-ягодных композиций, но и на создание художественных образов, связанных с определенным состоянием и настроением. Таким подходом отмечены произведения  талантливых мастериц  Ирины Решетовой, Светланы Контур, Елены Вардугиной.  Но, что важно,  в их работах все же главной «героиней»  выступает «тагильская»  роза. Она  выглядит  весьма обворожительно  в окружении других  цветов,  каждый раз удивляя нас своим новым «образом». Именно в этом — главный секрет произведений  мастера тагильского промысла Жанны Овчинниковой,  которая создает различные вариации нарядных букетов с удивительно красивыми «тагильскими» розанами, написанными в уникальной технике двухцветного мазка.
Благодаря  таким  художникам, стремящимся  сохранить  и разнообразить в красках и пластике «тагильскую» розу, можно утверждать, что она никогда «не увянет» на зеркале подноса. Яркие и  выразительные произведения говорят о неиссякаемом творческом потенциале тагильских мастеров, стремящихся сохранить традиции старинного тагильского подносного промысла, ставшего неотъемлемой частью духовной культуры России.

  • Юдина Т.В. Рябинка. 1991. НТМИИ.

Лидия Хайдукова, искусствовед,
хранитель коллекции «Декоративно-прикладное
искусство» Нижнетагильского музея изобразительных искусств